Когда один студент тянет группу вниз
Групповые занятия всегда кажутся компромиссом. Ты идёшь учить китайский не один, а в компании, и в этом вроде есть плюс: атмосфера, поддержка, ощущение, что ты не один мучаешься с тонами и иероглифами.
Групповые занятия всегда кажутся компромиссом. Ты идёшь учить китайский не один, а в компании, и в этом вроде есть плюс: атмосфера, поддержка, ощущение, что ты не один мучаешься с тонами и иероглифами. Но вместе с этим появляется и риск — в группе может оказаться человек, который ломает динамику.
Он опаздывает, не готовится, спрашивает одно и то же по десять раз. Или ещё хуже — сидит с кислым лицом и транслирует недовольство: “слишком быстро”, “слишком скучно”, “слишком сложно”. И тогда энергия группы меняется. Уже не важно, что преподаватель готовился, что остальные хотят двигаться дальше — настроение проваливается в яму.
Иногда один такой студент способен испортить весь процесс. Преподаватель начинает тратить силы не на объяснение, а на удержание дисциплины. Остальные начинают злиться, но молчат. Никто не хочет выглядеть “конфликтным”. В итоге все выходят из занятия с чувством потери времени.
И вот здесь возникает вопрос: что делать остальным? Сидеть тихо, терпеть? Или вмешаться?
На самом деле у группы всегда есть сила. Если молчать, преподаватель остаётся один на один с токсичностью, и в какой-то момент он сгорает. Если же студенты показывают, что им важен прогресс, поддерживают темп, дают понять, что “мы хотим дальше”, — ситуация выравнивается. Иногда даже достаточно простого взгляда или активного участия, чтобы уравновесить атмосферу.
Но самое сложное — решиться сказать. Прямо. Без агрессии, но честно: “Слушай, когда ты постоянно недоволен или не готов, это мешает нам”. Такой разговор всегда риск, но иначе группа платит своим временем и силами.
Парадокс в том, что китайский язык сам по себе требует терпения и долгой работы. А в группе получается, что часть этого терпения уходит не на тоны и иероглифы, а на чужой характер. И именно это чаще всего становится причиной выгорания преподавателей.
Вывод простой: атмосфера — это общее дело. Она не падает с потолка и не лежит на плечах одного учителя. Если хочешь, чтобы твои занятия имели смысл, иногда нужно проявить твёрдость не только по отношению к языку, но и по отношению к людям рядом.
Ещё материалы из раздела «Выбор»
Будет ли китайский востребован в СНГ?
Когда смотришь на новости, кажется, что китайский в СНГ вот-вот станет “новым английским”. Подписыва…
Кому стоит учить китайский язык
Китайский язык — это не про экзотику и не “галочку” в резюме. Это инструмент.
Когда репетитор выгорел: что делать ученику
Китайский язык сам по себе — марафон. И репетитор, который тащит десятки учеников неделями, месяцами…
Наш канал